Наш адрес: 101000, Москва, ул. Маросейка, д.6-8, стр.1, офис 287
Метро: Китай-Город
e-mail: info@capitangrant.ru

+7-495-790-3146
+7-495-624-8503

Храмовая гора

Страна: Израиль

Обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. Высота — 774 метра над уровнем моря. Наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама. На территории Храмовой горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм. В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Названия Храмовой горы

  • Гора Дома (הר הבית, хар хаБайт) — место расположения храма то есть дома, где пребывает В-севышний. Согласно Ишаягу 2,2: « В конце дней утвердится гора дома Б-га над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы.»
  • Гора Мория (הר המוריה, хар хаМория). Как написано в Диврей хаЯмимII 3,1 : «И начал Шломо строить дом Г-спода в Иерусалиме, на горе Мория».
  • Есть несколько толкований значения слова Мория.
  • Указание, учение (הוראה) — так как отсюда исходит учение для всего мира.
  • Благовоние «Мор» -(מור) — так как в Храме воскуряли благовония.
  • Страх (מורא) — так как здесь страшились Б-га.
  • Гора Сион (הר ציון, хар Цийон)
  • В настоящее время Сионом называют другую возвышенность, также расположенную в Иерусалиме.
  • События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе:
  • Сотворение первого человека Адама.
  • Адам совершил жертвоприношение богу.
  • Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
  • Ноах принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
  • Авраам связывает Ицхака.
  • Праотец Яаков видит здесь сон.
  • Царь Шломо построил Первый Храм, простоявший 410 лет.
  • Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм, простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).
Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.
Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда.
В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику, и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, — вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.
Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида, святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать запрещённую зону.
Вместе с тем, по периметру Храмовой горы располагается зона, в которой, согласно всем мнениям, не располагался Храм. Обход Храмовой горы по периметру, в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций, в частности, Институтом Храма, ассоциацией «Место встречи» и др. Согласно галахе, Заповедь построения Храма должны выполнять ритуально чистые люди, но если таковые отсутствуют, строить Храм имеют право ритуально нечистые.
Местоположение Храма
Традиционно Храм (Святая Святых) располагают на том месте, где сегодня стоит Купол Скалы (Kubbet es-Sachra). Сторонники этой точки зрения опираются на сведения исторических источников, согласно которым Куббат-ас-Сахра перекрыла остатки стоявшего здесь Второго Храма. Наиболее аргументировано и последовательно эта концепция была изложена профессором Лином Ритмейером.

В середине Купола Скалы возвышается на 1,25-2 метра большая скала длиной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Этот камень считается священным и окружён позолоченной решёткой, чтобы никто к нему не прикасался. Считается, что это и есть тот Эвен а-Штия («Камень Основания» или «Краеугольный камень»), о котором в Талмуде говорится, что с него Господь начал Сотворение мира и который помещался в Святая святых Иерусалимского храма. Однако это противоречит тому, что известно о «Краеугольном камне» из еврейских источников. Так, согласно Мишне, он поднимался над почвой всего на три пальца, а видимая теперь скала доходит до двух метров; кроме того, она крайне неровна и заострена вверх и первосвященник не мог бы ставить на неё кадильницу в Йом Киппур.
Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения. В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров..
Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» — небольшой мусульманской средневековой постройкой.
Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.
Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии, которое является основой Ветхого Завета, поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан. Кроме того, в Новом Завете утверждается, что Иисус является прямым потомком царя Давида (Мф.1:17), сын которого, Соломон, основал Первый Храм на этой горе.
Существует поздняя легенда, будто бы Богородица бывала в Святая Святых Храма, но это крайне маловероятно, учитывая особенности строения Храма и ведения здесь религиозной службы. Это также косвенно подтверждается тем фактом, что среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.
Значение Храмовой горы в исламе

 

Иерусалим и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются мусульманами третьими по значению после Мекки и Медины. Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень — это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану, этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной, евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе — ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.
По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.
Во время Шестидневной войны, в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна, флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.
С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.